Омская Губерния
Итоги реализации Десятилетия детства в Омской области

Итоги реализации Десятилетия детства в Омской области > Обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства

Реализация межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

   Основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности реабилитации и абилитации для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
   Так, одной из приоритетных задач социально-экономического развития Омской области является формирование комплексной системы реабилитации и социальной адаптации инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), создание безбарьерной среды.
   Основной целью государственной программы Омской области «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 261-п (далее – государственная программа «Доступная среда»), является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов путем реализации мероприятий, предусмотренных указанной государственной программой.
   В настоящее время доля профессиональных образовательных организаций Омской области, здания и помещения которых приспособлены для обучения лиц с ОВЗ, составляет 27%.
   Для детей, выпускников общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), организовано профессиональное обучение по профессиям: слесарь по ремонту сельскохозяйственного оборудования, цветовод, плодоовощевод, строительные профессии.
При реализации основных профессиональных образовательных программ в целях повышения доступности получения инвалидами и лицами с ОВЗ образования профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования учитываются нарушения учебных и коммуникативных умений и способность профессиональной и социальной адаптации обучающихся. Выбор методов обучения обусловлен в каждом отдельном случае целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися. В случае необходимости в профессиональных образовательных организациях осуществляется разработка индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков, создается толерантная социокультурная среда, оказывается волонтерская помощь для обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
   Образовательные организации профессионального образования активно развивают электронное обучение (далее − ЭО) и дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ). С применением ЭО и ДОТ реализуются основные профессиональные образовательные программы как гуманитарной, так и технической направленности.
   Распоряжением Министерства образования определена базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, на базе бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский колледж профессиональных технологий».
   В рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 1 декабря 2015 г. № 1297, Министерством образования в 2017 году получена субсидия из федерального бюджета на создание в Омской области базовой профессиональной образовательной организации
в размере 8201,500 тыс. рублей, в 2018 году – 8013,200 тыс. рублей. Субсидия направлена на приобретение специального учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования, специализированного спортивного инвентаря в соответствии с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов, оснащение кабинетов педагога-психолога,
учителя-дефектолога, кабинета психологической разгрузки (сенсорной комнаты), а также приобретение и установку дополнительного оборудования для профессионального обучения и лиц с ОВЗ и инвалидов.
   В настоящее время базовая профессиональная образовательная организация:
- обучает инвалидов и лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам профессионального образования, дополнительным профессиональным программам;
- реализует программы профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием дистанционных образовательных технологий (сетевых форм обучения);
- предоставляет для коллективного пользования специальные информационные и технологические средства, дистанционные образовательные технологии, учебно-методические материалы;
- обеспечивает повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, педагогических работников профессиональных образовательных организаций, научно-методическое сопровождение инклюзивного профессионального образования;
- осуществляет консультирование инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) по вопросам получения профессионального образования.

  Базовая профессиональная образовательная организация определена Региональным центром развития движения «Абилимпикс» и Волонтерским центром «Абилимпикс». В задачи Регионального центра развития движения «Абилимпикс» входит координация развития движения в Омской области, а также организационная и методическая поддержка проведения Регионального чемпионата Омской области «Абилимпикс».

Для обеспечения доступного качественного образования детям с ОВЗ, инвалидностью в Омской области функционируют:
- 22 специальных учреждения, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ, в которых обучаются 3738 детей, из них 2080 – дети-инвалиды;
- 657 классов, созданных в 99 муниципальных общеобразовательных учреждениях, в которых обучаются 2215 детей с ОВЗ, из них 609 – дети-инвалиды;
- в 484 муниципальных общеобразовательных учреждениях обучаются 2163 ребенка с ОВЗ инклюзивно, из них – 999 детей-инвалидов.

В 2018/2019 учебном году на дому обучаются 2266 детей, из них с использованием дистанционных образовательных технологий – 98 человек.
Доля детей с ОВЗ, которым созданы условия для получения доступного качественного образования, в общем количестве детей с ОВЗ, проживающих на территории Омской области, составляет 98 %.

В соответствии с межведомственным комплексным планом мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016 – 2018 годы, утвержденным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 23 мая 2016 года, Министерством образования Омской области создана «горячая линия» по вопросам приема в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ в режиме телефонной связи. 

версия для печати